Шатуны стандарт
В поршневом двигателе шатун — связующее звено между поршнем и коленвалом, образующим простой механизм, преобразующий вращательное движение из возвратно-поступательного. Принцип действия шатуна заключён в простой идее передачи энергии "тяни - толкай", исторически доказавшей свою пригодность для использования в поршневых агрегатах внутреннего сгорания.
Первые упоминания прочных стержней, толкающих поршни, датируются концом третьего века нашей эры на лесопилке римского священного города Иераполис. Здесь обнаружена схема самой ранней известной машины сочетающей взаимодействие шатуна с кривошипным механизмом. Шатунный механизм римских мельниц превращал вращение водяного колеса в линейное движение пилы.
Выбор правильного шатуна осложнён различием материалов изготовления: стальные, титановые, алюминиевые. Каждое изделие имеет различный набор характеристик, придающих дополнительную прочность, вес, или даже просто для целей внешнего дизайна. Деталь из алюминия или стальной шатун - прежде всего изделие должно соответствовать параметрам применяемых условий и потребностям автолюбителя. Каждая деталь проходит тщательное исследование и строгий контроль качества, так как основная задача шатуна смягчать взрывную силу горения, действуя как буфер между поршнем и коленвалом.
Алюминиевые сплавы шатунов обеспечивают лёгкость конструкции и способны поглощать большое количество энергии за счёт прочности изделия при механической обработке заготовок, предназначенных для высокопроизводительных силовых агрегатов. Одной стороной шатун крепится прессовой посадкой к поршневому пальцу, позволяя ему вращаться в поршне, представляя "плавающий" поршневой дизайн пальца. Другой большой конец шатуна подключается к цапфе коленвала, с подкладкой из сменных вкладышей, удерживающих шатун как подшипник. Через прорези и отверстия вкладышей поступает под давлением смазочное моторное масло, впрыскиваемое на стенки шатуна и цилиндра для смазки и охлаждения.
При создании высокопроизводительных моторов большое внимание уделяется шатунам при соблюдении методов изготовления:
- шлифование краёв изделия к плавному радиусу;
- дробеструйная обработка, вызывающая снижение поверхностного напряжения, предотвращая зарождение трещин;
- балансировка веса шатуна;
- скрытие видимых мелких трещин при тщательной обработке поверхности, которые могли бы привести изделие к поломке.
Неисправность шатуна является частой и наиболее проблемной причиной катастрофического отказа силового агрегата. Шатун находится под огромным напряжением от возвратно-поступательной нагрузки, представленной поршнем; растяжение и сжатие с каждым оборотом увеличивают нагрузку пропорционально квадрату увеличения частоты вращения двигателя. Кроме того, большое внимание при сборке следует уделять требуемому моменту затяжки болтов крепления шатуна; возможно болты необходимо заменить, а не использовать повторно.
Основные источники отказа шатунов ВАЗ:
- превышение прикладываемого напряжения;
- увеличение нагрузки;
- отсутствие смазки;
- наличие грязи, воды в силовом агрегате;
- внутреннее растяжение изделие;
- внутренний дефект;
- несоответствие материала;
- повреждение крепёжных болтов;
- задиры вкладышей.
Современные детали, при внимательном изучении эксплуатационных характеристик двигателя, подвергаются гораздо более высокому уровню крутящего момента и мощности, чем когда-либо. Технология изготовления шатунов далеко продвинулась, позволяя спокойно справляться с текущими задачами. Задача автопроизводителей в том, чтобы предоставить большие скидки и обеспечить надёжную доставку самых разнообразных изделий высокого качества.