Тормозные диски для ВАЗ 2101-2107
Тормозные диски – элемент, несущий на себе задачу выдерживания силы трения, создаваемой тормозными колодками. Главный научный принцип работы дисков в том, что трение преобразует движение в тепло. Каждый раз, при применении тормоза, колодки трутся о диски, создавая трение, вызывая нагрев колодок и дисков. В итоге обе детали подлежат скорой замене.
История
Всё началось более трёхсот лет назад, когда парень, сидя под яблоней в Англии сделал поразительное наблюдение, изменившее ход истории. Упавшее с дерева яблоко, стукнуло его в голову, заставив задуматься о природе гравитации и движения. Будучи не обычным увальнем, он сформулировал некоторые основные правила поведения объектов в движении.
Один из законов гласит, что любой объект в движении остается в движении при воздействии внешней силы. Для нас это кажется довольно очевидным, в то время это был научный прорыв, потому что никто до того момента в истории не выяснил способ выражения движения математическими формулами, способными предсказать точное количество силы, необходимой для ускорения объекта заданного размера (массы) с заданной скоростью, или, количество сил требуемых для остановки объекта, перемещающегося с учётом скорости. Его звали Исаак Ньютон.
Устройство
Материал изготовления дисков определяет:
- прочность поверхности трения;
- выделение шума;
- устойчивость к износу;
- тормозные характеристики.
Процесс изготовления тщательно контролируется для соблюдения качества изготовления диска и достижения правильного предел прочности при нагреве. При отсутствии достаточного контроля и соблюдения стадий изготовления формируется не правильная структура, приводя к появлению шума при торможении, испытывая недостаток надлежащей твердости диска. Такой диск может треснуть при повышенном нагреве из-за слишком мягкой структуры.
Композитные тормозные диски имеют «составной» дизайн вместо цельного литья. Штампованный стальной центр сочетается с чугунным кольцом, уменьшая вес диска. Композитные диски менее жёсткие. При их замене следует менять их на тот же тип диска, что и исходный. Литые диски доступны как более дешёвая альтернатива для многих транспортных средств, они просты и вызывают меньше проблем при спокойной городской езде.
Диски, изготовленные из чугуна, уверенней сопротивляются износу, дешевле в изготовлении, чем стальные и алюминиевые, быстрее поглощают и рассеивают тепло, охлаждая тормозные элементы. Количество тепла, создаваемого при трении колодок о диск, прямо пропорционально скорости движения и весу транспорта. Простая остановка при 60 км/час нагревает передние диски до 100 градусов. Несколько энергичный торможений на скоростной трассе способны достичь температуры диска 200 градусов!
Если температура диска продолжает подниматься при постоянном нажатии на тормоз, спускаясь с крутой горы, агрессивно нажимая на тормоз, возможен перегрев колодок и снижение плотности их поверхности. Как только это происходит, требуется приложить больше нагрузки на педаль тормоза для замедления авто. В конце концов, можно дойти до точки, где тормоза не способны генерировать требуемое трение прилагаемой нагрузки на педаль.
При торможении больших внедорожников выделяется больше тепла, чем при торможении легковых авто. Следовательно, их диски больше, чем легковых транспортных средств. Чем больше диск, тем больше тепла он способен рассеять. Вот почему гоночные авто оборудуют негабаритными дисками - они позволяют остановить авто без значительного нагрева тормозных элементов.
Внутренняя поверхность многих дисков ребристая. Ребра охлаждения внутри диска помогают организовать процесс вентилирования воздуха для лучшего охлаждения. Такие диски называют "вентилируемые", обычно их устанавливают на передний тормоз. Невентилируемые диски не имеют внутренних охлаждающих ребер. Их используют в маленьких и лёгких транспортах, на задних колёсах у авто с четырьмя дисковыми тормозами.
Диски тормозные различаются по конструкции рёбер их охлаждающих. Производители транспортных средств применяют 70 конфигураций рёбер охлаждения. Часть рёбер расположены прямо, другие – изогнуты, третьи — разделены на сегменты, четвёртый тип рёбер равномерно распределён по диску. Большинство рёбер излучают тепло наружу от центра, но есть вид рёбер излучающих тепло зигзагом, как в лабиринте. Различные конфигурации рёбер охлаждения используются для "оптимизации" нагрева тормозных колодок.
Износ
При значительном износе до минимальных значений описанных в спецификации транспортного средства или толщины, превышающей минимально допустимую, при наличии задиров на поверхности, диски подлежат замене. Толщина диска измеряется с помощью микрометра.
При неравномерном износе появляется биение диска. Некоторые транспортные средства более чувствительны к таким биениям. Вообще говоря, чем легче транспортное средство и проще подвеска, тем более чувствительно оно к проявлению эффекта биения диска. Биение не должно быть больше 0,05 мм. Подобный вил износа может быть измерен путём размещения стрелочного индикатора на лицевой стороне диска. Если биение превышает описанное в спецификации, необходимо принять меры по исправлению положения.
Установка
Замену дисков следует производить парами, оба передних или все четыре, в зависимости от износа и состояния. Это помогает поддерживать оптимальное состояние торможения, исключая занос в сторону при торможении.
Примечание: Диски готовы к установке прямо из коробки и не требуют дополнительной обработки. Вымойте новые диски с теплой мыльной водой и щеткой перед их установкой для удаления следов жира, консервационной смазки.
При установке новых дисков на транспортном средстве следует очистить ступицу колеса проволочной щёткой для удаления ржавчины и грязи. Любой мусор или шероховатость между диском и ступицей приведут к отсутствию соосности и проявлению колебаний, дрожи, пульсации педали при торможении.
Затягивание гайки проводите по спецификации, используя динамометрический ключ, в последовательности крест-накрест. Неравномерная затяжка гаек исказит диск, заставляя его неравномерно прилегать к колодкам, производя пульсацию при торможении.