Шаровые опоры

Шаровые опоры - неотъемлемая деталь шасси авто между рулевым управлением и колёсами. Идея механизма сочленения позволяет вращаться пальцу шаровому в опоре, следуя за вертикальными колебаниями подвески, реагируя на изменения в дорожном полотне.


На автомобилях производители монтируют четыре шарнира:

  • два сверху;
  • два снизу. 

На прочей половине транспорта предусмотрены всего две опоры снизу передней подвески. Задние опоры установлены в некоторых типах переднеприводных авто с независимой задней подвеской.


Верхние опоры шарикоподшипников поддерживают поворотный кулак и позволяют передним колесам поворачиваться. Хотя большинство оригинальных шаровых шарниров разработаны по современным технологиям, обеспечивая длительный срок службы, они могут преждевременно выйти из строя по простым причинам. Одной из них является износ. Постоянное трение, создаваемое при изменении направления и движении по ухабистому дорожному полотну, вызывает износ между пальцем и шаровой опорой. Чем грубее дороги и чаще повороты, тем быстрее происходит износ.

 

Палец шаровой для Лада (ВАЗ) в интернет-магазине


Износ может быть дополнительно ускорен загрязнениям или недостатком смазки. Шаровые опоры в легковых авто герметично запечатаны, не требуют периодического техобслуживания. Но некоторые виды шаровых опор снабжены смазочными штуцерами для проведения смазки. Используйте смазочный пистолет для добавления смазочного материала на элементы шасси. Это позволит свести к минимуму трение между пальцем и шаровым элементом внутри сочленения и вымыть старую смазку и загрязняющие вещества, сокращающих срок службы запчастей.


Герметично запечатанные шаровые пальцы не имеют масленки, их более жёсткое уплотнение предотвращает попадание загрязнения из вне. У них более низкий коэффициент трения, так как они имеют синтетическую, а не стальную подложку. Это уменьшает внутреннее трение и делает управление более легким, поэтому этот тип сочленения используется на большинстве авто с приводом на перед.

Как определить износ?

Шаровой шарнир подлежит замене при превышении максимально допустимого изготовителем транспортного средства износа. Ослабленный шаровой шарнир может вызвать перекос, неравномерный износ шин, тянуть руль в одну сторону.

 

Износ верхнего и нижнего шарового пальца выглядит не однозначно по характеристикам. Нижняя шаровая опора несет большую нагрузку и подвержена большему износу. Для проверки степени износа следует снять напряжение с шарового пальца, подняв колесо от земли, поддерживая нижний рычаг подвески. Теперь нижний шарнир легко проанализировать на осевое биение шевеля колесо вверх и вниз. Радиальный (боковой) люфт можно проверить, покачивая колесо. Нижний шаровой шарнир в этом типе проверки разгружается, так что любой люфт будет означать замену оборудования.


Интервал замены шаровых пальцев от 70 000 до 150 000 км. Их продолжительность жизни зависит от условий эксплуатации, дорожных условий. Изношенные шаровые пальцы опасны и подлежат замене. Но стоит ли заменять только изношенный шарнир или остальные должны быть заменены на новые тоже? Рекомендации производителей говорят, что требуется замена только для шарового пальца, показания которого выходят за пределы заводских спецификаций. Тем не менее, многие эксперты рекомендуют заменить все пальцы. Это на самом деле может быть более удобным и менее дорогостоящим в долгосрочной перспективе, чем замена отдельных шарниров по мере износа каждого.


Примечание: Проверку износа шаровых соединений следует осуществлять до проведения операции смазки пальца, так как смазка может временно занять зазор в месте соединения.