Система охлаждения

Со времён изобретения силовых агрегатов с жидкостным охлаждением принцип их работы не изменился — основная цель — передавать излишки выделяемого мотором тепла, предотвращать закипание, обеспечивать защиту от коррозии. Современные охлаждающие жидкости должны передавать больше тепла, чем в прошлом.


При рассмотрении вопроса о выделении энергии двигателем:

  • около одной трети идет на трансмиссию; 
  • еще 30% теряется в виде нагретого выхлопа;
  • 7% излучается от двигателя; 
  • оставшиеся 30% энергии удаляются системой охлаждения.

Без эффективного охлаждения компонентов мотора все резинотехнические изделия, уплотнения, прокладки, смазочные материалы стареют быстрее, преждевременно изнашиваются. Вся эта задача приходится на охлаждающую жидкость. Хладагент должен также обеспечить защиту от замерзания.


Вообще говоря, основные типы охлаждающих жидкостей двигателя являются обычными, неорганическими присадками. Обычные охлаждающие жидкости защищают от коррозии путем покрытия всех поверхностей защитным слоем из неорганических оксидов, таких как силикат или фосфат. Добавленные ингибиторы потребляются в процессе формирования защитного слоя, так что обычные жидкости должны быть с дополнительными добавками хладагента для поддержания эффективной защиты от коррозии в течение срока службы двигателя в тяжелых условиях. Неорганические добавки должны пополняться в интервалы технического обслуживания, чтобы обеспечить надлежащее функционирование и защиту с помощью жидких добавок. Обычные охлаждающие жидкости обычно подлежат замене после двух - трёх лет эксплуатации.

 

Система охлаждения Лада (ВАЗ) в интернет-магазине


Почти все охлаждающие жидкости содержат от 40% до 60% воды, которая является эффективным доступным теплоносителем. Для защита от замерзания предусмотрено применение этиленгликоля. При смешивании с водой, гликоль снижает температуру замерзания охлаждающей жидкости от -30 до -50, самая низкая точка замерзания жидкости приходится примерно при 60% содержании гликоля. Гликоль не столь эффективен при передаче тепла, поэтому иногда охлаждающая способность приносится в жертву, чтобы получить большую защиту от замерзания. Третий компонент состоит из пакета ингибиторов коррозии. Ингибиторы коррозии защищают все компоненты системы охлаждения. Четвёртый компонент охлаждающей жидкости содержит дополнительные элементы, такие как ингибиторы образования отложений, противовоспалительные пены, красители и добавки, понижающие вероятность случайного проглатывания.


Из-за новых технологий охлаждающая жидкость способна передавать тепло в экстремальных условиях до состояния перегрева и образования пара. Вода теряет большинство своих способностей по передаче тепла при превращении в пар, создавая напряжение в системе. Хладагенты, в составе которых 50% воды, более подвержены перегреву.


Система охлаждения проста. Жидкость в системе охлаждения используется как способ рассеять огромное количество тепла, создаваемого двигателем внутреннего сгорания. Давление является способом повышения температуры кипения.

Водяной насос

Водяной насос - механическое устройство, обеспечивающее циркулирование жидкости сквозь радиатор и обратно к двигателю. Механические насосы приводятся в действие от приводного или зубчатого ремня. Вероятное будущее за развитием электрических водяных насосов, так как механический насос потребляет несколько лошадиных сил. Плохое уплотнение вала позволяет жидкости капать из под шкива. Прокладка между корпусом и крышкой герметизирует насос.

Термостат

Прибор чувствительный к показаниям температуры, открывает и закрывает регулирующий клапан направления потока хладагента.

Радиатор

Представляет собой ёмкость с трубками для жидкости, имеет много пластин, выступающих в качестве проводников, рассеивающих тепло. Протечки вокруг шланговых соединений происходят в результате вибрации. Изнутри коррозия вызывается старой жидкостью при длительном её применении.

Вентилятор охлаждения

Элемент расположен позади радиатора. Его работа состоит в том, чтобы тянуть воздух через радиатор для предотвращения его от перегрева. Охлаждающие вентиляторы могут быть с механическим ременным приводом от двигателя или электрическим с датчиком контроля температуры.

Приводные ремни / шланги

Антифриз прокачивается через несколько шлангов. Поддержание их стойкости имеет решающее значение для предотвращения серьезного повреждения двигателя от перегрева. Требуют периодического осмотра на предмет утечки, трещин или ссадин и общей целостности; они должны быть слегка пластичным при сжатии пальцами.


Основной проблемой работы всей системы является наличие воздушного кармана, влияющего на процесс теплопередачи, вызывая перегрев и приводя к серьезным поломкам.


Протечки результат применения старой прокладки головки блока. При протечках в картер происходит разбавление масла и износ подшипников. При попадании в цилиндр загрязняются свечи, определить её можно при появлении беловатого выхлопа. Отказ прокладки головки является следствием перегрева силового агрегата, когда тепловое расширение выдавливает участки прокладки. Эти участки начинают просачиваться от давления.


Протечки жидкости происходят в любом месте охлаждения. Девять из десяти протечек видны визуально по наличию капель, просачивающихся через негерметичные компоненты системы. Производите ежедневный визуальный осмотр силового агрегата на наличие любого признака протечки.


Система охлаждения силового агрегата самое мало требующее внимания место в автомобиле. Отказ работы системы наиболее частая причина механической поломки на дороге. Исследование показало, что 7 из 10 автомобилей содержат ржавчину и накипь. Более 60% повреждений водяного насоса приводят к разгерметизации.


Это даёт представление о том, насколько важна система охлаждения для работы двигателя.