Спортивные ряды

Колёса гоночного авто на скорости 180 км/час вращаются 2180 раз в минуту, мотор — с проворством свыше 9500 об/мин. Как? Пара элементарных деталей: шестерни в коробке переключения скоростей. Набор шестерней в ходовой авто состоит из шести комплектов шестерён: пять скоростей для движения прямо вперёд, одна назад. Шестерни коробки уменьшают вращение от коленвала силового агрегата, то есть, шестерёнчатая передача задействована в изменении скорости вращения валов от мотора к колёсам. Нельзя просто подключить комплект колёс к коленвалу, потому что обороты вращения двигателя слишком высоки и изменчивы.

 

Спортивные ряды КПП для Лада ВАЗ в интернет-магазине


Независимо от модели авто и силового агрегата без соответственного наличия передаточного числа шестерён в коробке, конкретно разработанных под спортивный трек, не получить максимум производительности и скорости перед конкурентами. Базовое понимание передаточного отношения шестерён поможет получить больше удовольствия от авто. Шестерни играют огромную роль в достижении максимума производительности. Самый задаваемый вопрос:

  • "Как сделать авто быстрее?"

Хотя это и не единственное решение проблемы, нет никаких сомнений в том, что конкретное передаточное отношение шестерён путь к решению увеличения скорости. Первое действие для понимания вопроса, резвость машины ограничена числом, выбранным на стадии проектирования коробки переключения скоростей.

Теория

Шестерня в своей форме представляет плоский круглый объект, деталь с разрезанными зубцами. Самый основной тип детали называется цилиндрическое зубчатое колесо с прямыми зубцами, угол наклона зубцов проходит параллельно оси шестерни. Более широкие зубчатые колеса с более плавным зацеплением и разрезанными зубцами под углом называются косозубые. В результате плотного сцепления они работают намного плавнее и тише, чем прямозубые. Число зубьев, прорезанных в детали, определяет скалярное число относительно прочих передач в системе механической коробки. Например, если в детали 20 зубьев сцепляются с 10 зубцами соседней шестерни, то это вызовет двойной поворот 10 зубчатой шестерни. Передаточные числа высчитываются отношением числа зубцов ведомой на зубцы ведущей. Таким образом, отношение передаточного числа составляет 10/20 = 0,5:1. Входной механизм должен провернуться на половину оборота приводя выходную шестерню на один оборот. При соотношении входа / выхода 20/10 = 2:1 входной механизм должен провернуться два раза, чтобы передать выходной шестерне вращение один раз.


Набор шестерён в коробке переключения скоростей составляет механизм, с помощью которого стремительность проворачивания двигателя передаётся до конечной скорости выходного вала от коробки переключения скоростей. Например для стандартной 5-ступенчатой коробки переключения скоростей передаточное число оборотов в минуту на выходе из коробки по отношению к оборотам двигателя при работе на 3 000 об/мин.

Передача      Передаточное отношение      Вращение вала коробки, об/мин
1 3,166: 1 947
2 1,882: 1 1594
3 1,296: 1 2314
4 1,296: 1 3086
5 0,738: 1 4065

 

Важно отметить, что быстрота передвижения авто заключается не только в коробке, но и главной передаче, дифференциале, диаметре колёс. На пятой при 3-х тысячах обор/мин выходной вал коробки крутится с темпом 4 065 об/мин, проходит далее через передачу отношения 4,444: 1 дифференциала, передавая вращение колёсам 914 об/мин. Так, при наличии колёс 205 / 55 R16 длина их окружности составит 1.985 м. То есть каждую минуту колесо крутится 914 раз, перемещая авто (914 х 1,985) = 1,8 км по земле. Через час движения длина составит (60 минут х 1.8 км) = 108 км. Другими словами, зная отношение шестерён коробки и редуктора, размеры шин, можно подсчитать, что при 3-х тысячах обор/мин авто будет делать 108 км на 5-й скорости.


Так, владея данной информацией и располагая достаточными знаниями и навыками, можно использовать их для гонок с конкурентами! Допустим ваши авто идентичны по типу и модели. Вы удивитесь, но даже незначительное увеличение отношения от стандартного заводского позволит вам получить фору в скорости прохождения трассы. Всё дело в том, как далеко авто проедет за каждый оборот ведущей шестерни. Это значение в условиях бездорожья ничтожно, но абсолютно необходимо на авто гонках. Авто с большим диаметром шин будет ехать дальше, чем авто с меньшим диаметром шин. Тем не менее, авто с большим диаметром шин не будет двигаться быстрее, чем авто с меньшим диаметром.


Но не стоит полагать, что увеличение оборотов в минуту производит добавление мощи. Крутящий момент является фактором в производстве максимума скорости и кривая крутящего момента может упасть до кривой лошадиных сил. Соответственно подобранное число для экстремума крутящего момента может привести к экстремуму скорости на длинных трековых трассах. Специально разработанные спортивные ряды (шестерни с модернизированными числами зубцов) оптимизированы для спешной езды и высшей мощности. Правильно подобранные спортивные ряды, где первичный вал неразборный, вторичный вал с комплектом шестерён, помогают ощутить всю мощь и производительность даже заводского мотора по сути удваивая его возможности. Таким образом, вместо того, чтобы иметь мускулистый скоростной турбированный силовой агрегат можно добиться той же динамики переоборудовав шести ступенчатую коробку, приводя к 23-х процентному увеличению скорости и 100 процентному морю удовольствия! Спортивные ряды отлично подходят для езды по дороге до 110 км в час, где нет ощущения насилия мотора. Во время длительных поездок заметно снижение внутреннего шума за счёт уменьшения оборотов силового агрегата. Но самое большое улучшение заключается в экономии горючего. При установке спортивных рядов повышается КПД мотора, снижается расход топлива.

Почему производители не делают это?

Простой ответ: они делают! Но массовое производство означает более дешёвые затраты на сборку изделий у производителя. Создавая одну и ту же коробку переключения скоростей бессчётное количество раз, они используют её в нескольких моделях или вариантах в пределах их диапазона.