Шарниры равных угловых скоростей (ШРУС)

Шарниры равных угловых скоростей (ШРУС)


ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) - гибкая муфта, позволяющая управлять вращением колеса и вертикальным движением подвески при движении транспортного средства по дорожному полотну. Используется на обеих сторонах полуосей переднего привода авто.


Подвесной ШРУС, соединяемый с приводным колесом, имеет гораздо более широкий рабочий угол, чем внутренний шарнир, подключаемый к коробке передач. Это происходит потому, что наружный шарнир выворачивается на угол до 50 градусов от центра при повороте передних колёс. Внутренний элемент не выходит за рамки рабочего угла более 20 градусов. Поэтому типы конструкций могут отличаться для внутренних и внешних узлов.


Родоначальник данного типа узла был изобретен еще в 1920 году инженером по имени Альфред Х. Рзеппа. Его конструкция представляла передачу вращающей мощности через шесть сферических шариков, расположенных между внутренним и наружным кольцом. В этой конструкции шарики удерживались в нужном положении с помощью подобия сепаратора. Дизайн конструкции представлял собой что-то вроде конического зубчатого колеса, но вместо зубьев шестерни передача крутящего момента происходила через сочленение из шариков, расположенных в дорожках внутренних и наружных корпусов.

 

ШРУС для Лада (ВАЗ) в интернет-магазине


Следующая модернизация конструкции представляла собой подобие шлицевого соединения с одной стороны, позволяющее валу изменять длину, исключая недостатки разной дуги прохождения вала при перемещении вверх и вниз, позволяя валу скользить, компенсируя разницу.


Наружные шарниры почти всегда изнашиваются задолго до износа внутренних из-за увеличения угла при вращении рулевых колёс. Следовательно, внутренние соединения находятся в хорошем состоянии и могут безопасно использоваться повторно.
Стоит отметить, что при сборке всех ШРУСов шарового типа необходимо соблюдать нормы допусков. Если соединение разбирается для чистки и осмотра, запчасти следует устанавливать в их же исходное положение, как и раньше. Большой зазор приведёт к пощёлкиванию компонентов при работе под углом. Недостаточный зазор приводит к истиранию и трещинам.


Шарнир требует особого типа высоко температурной смазки под давлением. Обычная трансмиссионная смазка или универсальная смазка не подойдут, их использование недопустимо. Для защиты конструкции ШРУСа устанавливается пыльник, не допускающий попадания грязи и влаги, вызывающих ускоренный износ детали. Отсутствие смазки приводит к дальнейшему сокращению срока службы соединения. Пыльники, с течением времени и под воздействием тепла, становятся ломкими. Их следует заменять новыми.

Признаки поломки

Внезапные отказы ШРУС редки, но износ может произойти в результате потери смазки или загрязнения смазки. Определить неисправность внешнего ШРУСа можно по отрывистым щелчкам при повороте. Для этого проворачиваем рулевое колесо в одну сторону и управляем транспортным средством в обратном направлении по окружности. Если шум становится громче, это подтверждает диагноз и необходимость замены узла.


Прочие неполадки выявляют при ускорении и торможении. Они происходят от чрезмерного зазора во внутреннем соединении переднеприводных авто, либо внешних или внутренних соединениях независимой подвески.


Рычащий шум выдаёт отсутствие смазки в любом соединении. Этот симптом проявляется из-за изношенных или поврежденных подшипников.
Вибрация, возрастающая с увеличением скорости редко вызвана неисправностью ШРУСа. Стоит проверить баланс колеса.


Первое, на что следует обращать внимание — состояние пыльника на предмет:

  • трещин;
  • порезов;
  • проколов;
  • повреждений;
  • ослабленных зажимов. 

Поврежденные пыльники следует заменить как можно скорее. Отсутствие смазки быстро разрушит шарнир. Перед заменой следует провести очистку аэрозольным растворителем.